Источник Вашего вдохновения?...
205 лет назад 31 мая 1819 года родился Уолт Уитмен — американский поэт и публицист. Новатор свободного стиха.
205 лет назад 31 мая 1819 года родился Уолт Уитмен — американский поэт и публицист. Новатор свободного стиха.
165 лет назад 30 мая 1859 года родился Пьер Жане — французский психолог, психиатр, невролог. «Человек должен жить в настоящем, а для этого не всегда полезно начинать каждый раз с прошлого».
255 лет назад 29 мая 1769 года родился Филипп Лебон — французский инженер, считается изобретателем газового освещения
28 мая 1877 года родился Максимилиан Александрович Волошин — поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик
Согласно известной шутке, вероятность встретить динозавра на улице составляет 50% на 50%: либо вы его встретите, либо нет. Однако, десятки тысяч людей уверены, что в некоторых местах планеты такая вероятность может приближаться к 100%.
Именно поэтому они отправляются в Шотландию на знаменитое озеро Лох-Несс в надежде самолично встретить Лох-Несское чудовище — плезиозавра, вымершего около 65,5 миллионов лет назад.
Озеро Лох-Несс в Шотландии.
Озеро Лох-Несс содержит самый большой объем пресной воды в Великобритании. Его глубина составляет 240 метров, а длина — около 36 км.
Именно здесь родилась легенда о Лох-Несском чудовище, которое стало центром притяжения туристов со всего мира. Любопытно, что в шотландском фольклоре много мифических водных существ, а на местных камнях можно встретить изображение таинственного зверя с плавниками. В древних письменных источниках, датируемых VII веком, есть упоминания о том, что в 565 году нашей эры водное чудовище укусило пловца.
В апреле 1933 года история получила неожиданное продолжение. Огромное животное, похожее на дракона, якобы перегородило путь двум туристам и исчезло в воде.
Редактор местной газеты Daily Mail поручил репортеру Дюку Уэзереллу сделать снимки таинственного животного. Проведя месяцы изнурительных поисков, под нажимом редакции, он решился на фальсификацию: вместе со своим сыном они прикрепили шею с головой на игрушечную подводную лодку, выпустили в озеро и сделали несколько снимков.
Фотография, на которой якобы изображено Лох-Несское чудовище, 1934 год.
Затем он передал эти снимки своему знакомому полковнику медицинской службы Великобритании Роберту Кеннету Уилсону, который проявил пластинки и опубликовал их под своим именем. Так появилась первая фотография легендарной Несси — таким ласковым прозвищем назвали шотландцы неизвестное чудовище.
Публикация в газете стала сенсацией. Тиражи возросли. А ученые и искатели приключений со всего мира стали приезжать к озеру Лох-Несс в надежде увидеть Несси.
Со временем у озера появился музей. Легенда стала приносить Шотландии около 80 миллионов долларов ежегодно.
Скриншот сайта Лох-Несского музея https://lochness.com/
Споры о Лох-Несском чудовище не утихают и сегодня.
В 2018 году ученые провели исследование ДНК озера Лох-Несс, чтобы определить, какие организмы обитают в его водах. Никаких признаков плезиозавра или другого подобного крупного животного не обнаружили. Но оказалось, что в озере много угрей — рыб, похожих на змей. Эта находка породила новую версию о том, что чудовище — огромный угорь.
В 2023 году британская телекомпания BBC сняла документальный фильм «Лох-Несс: они создали монстра».
Афиша документального фильма BBC «Лох-Несс: они создали монстра» (2023).
Фильм рассказывает об истории поиска Несси на протяжении последних десятилетий.
Несмотря на то, что вероятность встретить вымершего динозавра стремится к нулю, люди продолжают верить в чудо.
Выводы, которые можно сделать из истории Лох-Несского чудовища и использовать для создания достопримечательностей:
Идея достопримечательности должна действительно волновать людей, вызывать любопытство. Неразгаданная тайна — это то, что притягивает внимание и будит воображение.
Туристам нужно предложить готовое объяснение: зачем ехать за тысячи километров. В случае с Несси — это исследовать мир, получить возможность первым увидеть чудо и самому стать знаменитостью.
Достопримечательность следует создавать на имеющихся Ресурсах. В примере с Лох-Несским чудовищем таким Ресурсом является озеро. К этому добавились древние легенды о мифических водных существах.
Идея достопримечательности должна быть простой и привлекательной. Например, придуманное прозвище Несси несет в себе положительный эмоциональный образ и делает его близким и знакомым туристам.
Особую роль в создании ажиотажа могут сыграть ученые. Их внимание к озеру только подстегивает интерес. И хотя ученые старательно развенчивают мифы и говорят, что чудовища не нашли..., поклонники идеи добавляют «пока» и «может быть», оставляя надежду на встречу с ним в будущем.
Формированием позитивных впечатлений у туристов занимаются специально. Несмотря на то, что никто из туристов не увидит настоящую Несси, они должны увести с собой приятные воспоминания и положительный опыт, о котором будут рассказывать друзьям и знакомым.
Туристам предлагаются готовые цепочки действий: что именно делать на месте достопримечательности. В случае с Лох-Несс, туристы исследуют озеро, узнают подробности о доисторических эпохах, проходят квесты, знакомятся с историей поиска Несси.
Сама идея хорошо монетизируется. Создаются туристические маршруты, музей с магазином сувениров, гостиницы, рестораны и другие элементы индустрии гостеприимства. Все работает на то, чтобы турист приехал в это место с ночевкой, чтобы исследовать озеро и оставить в этом месте больше денег.
Большой поток туристов уже сам по себе становится достопримечательностью, вовлекая в маршрут все больше людей.
К самой идее достопримечательности продолжают привлекать внимание вновь и вновь разными способами. Например, с помощью съемки документального фильма, «сенсационной» статьи с очередным разоблачением в прессе или с помощью проведения нового научного исследования.
1) Видео: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / ЭФФЕКТЫ в МУЗЕЯХ
2) Видео: ЗАДАЧНИКИ по КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТИ В.А. Верченко
Человек, создавший Несси / Елена Коровина. Великие исторические сенсации. 100 историй, которые потрясли мир. Издательство: Центрполиграф, 2010 г., 445 с.
Словарная статья в энциклопедии Британника «Loch Ness monster, legendary creature»: https://www.britannica.com/topic/Loch-Ness-monster-legendary-creature
Официальный сайт официальный музея Лох-Несского чудовища, в деревне Drumnadrochit: https://lochness.com/
Фильм BBC «Loch Ness: They Created a Monster» (2023)
Иллюстрации:
Когда нет понимания и технологии, то события и поступки случайным образом складывается в удачное стечение обстоятельств. Или приводят к ошибкам и потерям. В детстве Сергея Сергеевича Прокофьева одни события играли ему на пользу, другие могли стать непреодолимым барьером. Но ему не только повезло, но и удалось стать одним из ярких и значимых репертуарных композиторов ХХ века, умеющего писать во всех современных для его времени жанрах и создавший свой собственный новаторский стиль.
1 Русский композитор Сергей Прокофьев (1891-1953)
Сергей Сергеевич с раннего детства был окружен музыкой — когда его укладывали спать, он любил долго слушать сонаты Бетховена в исполнении своей матери Марии Григорьевны. Но он не просто засыпал под них, а пытался потом сам подобрать что-то свое, и одно из таких ранних произведений на тему голода в Индии записала мать пятилетнего композитора. Мария Григорьевна начала заниматься с ним музыкой с семилетнего возраста. Занятия были легкими — с ежедневных 20 минут к девяти годам они дошли до часа. Сергей Сергеевич просто играл, а не заучивал ничего, что не давало возможности раскрыть талант и сказалось позднее при обучении в консерватории. А Марию Григорьевну поражало та легкость, с которой сыну все давалось.
Здесь можно сравнить с той нагрузкой, которую Амадею Моцарту дал его отец — уже к шести годам по современным подсчетам занятия музыкой было посвящено более 3500 тысяч часов. И обучение продолжалось. В результате за неполных 36 лет жизни Вольфганг Моцарт написал 626 произведений. А Сергей Сергеевич Прокофьев за 61 год создал 7 симфоний, 8 опер и 8 балетов, 9 концертов для сольного инструмента с оркестром и 9 фортепианных сонат, а также другие камерные вокальные и инструментальные сочинения для кино и театра.
Другим ярким событием в жизни Сергея Сергеевича было посещение в 9 лет Большого театра, где он увидел балет Чайковского «Спящая красавица», оперы Бородина «Князь Игорь» и Гуно «Фауст», который произвел на него самое сильное впечатления. Он решил сам написать оперу. Мать старалась его отговорить — зачем пытаться сделать то, что никогда не сможешь. Но Сергей Сергеевич смог — придумал сюжет, написал оперу «Великан» в трех действиях и разыграл ее вместе с друзьями. Так началось его увлечение театром.
2 Прокофьев, Аннотация / носитель: 1 негатив : стекло; 5×7 дюймов или меньше
За оперой пошли другие представления — благодаря фантазии быстро придумывался сюжет, обсуждалось в компании содержание пьесы. Участники, зная общую линию, уже своими словами раскрывали свои роли, и каждое воскресенье давалось представление. В подготовке все принимали участие с большим увлечением, даже прислуга. Мария Григорьевна разрешала брать все, что требуется из кладовой — одежду, шляпы или меха, если нужно было изобразить медведя. Возможности Марии Григорьевны по обучению музыке были ограничены, и в 1902 году она решила показать своего сына русскому композитору и музыкальному педагогу С.И. Танееву.
Оценив потенциал юного музыканта, Сергей Иванович попросил только что с отличием окончившего консерваторию Р.М. Глиэра позаниматься с талантливым ребёнком теорией композиции. Глиэр принял предложение и в 1902 и 1903 годах приезжал на лето в имении Прокофевых в Сонцовке для занятий с Сергеем Сергеевичем. Он не давал ему стандартные гармоничные задачи, а смог совместить обучение гармонии с сочинением музыкальных пьес, симфонии и оперы. На примере произведений Бетховена и Шумана Глиэр показывал как действуют законы музыкальной формы и работа по инструментовке. Позднее он в своих воспоминаниях отмечал, что уже в этом возрасте Сергей Сергеевич стремился создавать свои образы, избегая избитых мест и копирования великих музыкантов прошлого.
Казалось бы, выбор будущего для юного композитора должен быть очевиден. Но и тогда родители пытались понять — что, если не получится стать великим композитором, то какая судьба ждет их сына? Быть учителем музыки? Не лучше сейчас сделать выбор более понятной и предсказуемой профессии инженера или архитектора? Прошло более ста лет, но и сейчас родители так же мучаются с выбором, не понимая — по каким принципам можно оценить будущее выбранной профессии и как ребенку добиться в ней результатов. Хотя разговоров на эту тему очень много, а методики и решений до сих пор нет.
3 Русский композитор Сергей Прокофьев (1891-1953)
Своими сомнениями Мария Григорьевна поделилась с профессором Петербургской консерватории А. К. Глазуновым, который дал совет: «Если ребенка, обладающего такими способностями, как ваш, нельзя отдать в консерваторию, то тогда кого же можно? Именно в консерватории его талант получит полное развитие». Здесь же можно отметить, что выбор между Московской консерваторией и Петербургской был сделан в пользу последней, так как в Санкт-Петербурге жили родственники и проще было устроиться. Это тоже напоминает современный выбор ВУЗа или колледжа по принципу, что он «ближе к дому», а не по профессиональным критериям качества обучения и преподавателей в выбранной специальности.
Блестяще сдав экзамены при поступлении в консерваторию, Прокофьева ждало разочарование. Вместо работы на интересе, как он привык, нужен был уже профессиональный подход. Сказалась и поверхностная подготовка в гармонии с Глиэром, которая, возможно, дала иллюзию знаний на фоне созданных сочинений. Но профессиональный подход к работе требует совсем других навыков и знания основ. К тому же Глиэр по своей неопытности заложил некоторые ошибки, которые Сергею Сергеевичу пришлось преодолевать уже самостоятельно.
Уже не один десяток лет каждый год миллионы родителей с детьми сталкиваются с необходимостью сделать выбор — где продолжить обучение и на кого пойти учиться? И еще множество вопросов. В Атласе новых профессий этих ответов нет — его создавали последователи шаманских практик и разработчики фейковых методик прогнозирования. Поэтому каждый год возникает новая волна старых вопросов от родителей абитуриентов. И каждый год повторяются ошибки, которые сделали более ста лет назад и родители выдающегося композитора.
4 Прокофьев, Аннотация / носитель: 1 негатив : стекло; 5×7 дюймов или меньше
Удивительно, что Мария Григорьевна с одной стороны создавала условия для развития Сергея Сергеевича — погружение в музыкальную атмосферу, учила его сама, познакомила с миром Большого театра, приглашала профессиональных наставников и содействовала его увлечениям. С другой, она же создавала препятствия, которые могли стать непреодолимым барьером на пути творческого развития. Минимальная нагрузка в обучении, неверие в его силы, что он сам может сочинить оперу, выбор учебного заведения не по наличию профессиональных преподавателей, а как удобнее жить.
Когда нет технологии, а много болтовни от блогеров и популярных ученых, пересказывающие байки и заблуждения, то правильные шаги и ошибки смешиваются. Хорошо, что в случае с Сергеем Сергеевичем, стратегически верных решений оказалось больше, и он состоялся как великий композитор. А сколько талантов уже остановили непонимание, неумение и незнание родителей и педагогов? Сколько раз в детстве остановили Вас, не позволяя реализовать свой потенциал? К сожалению, чаще всего понимание упущенных возможностей приходит уже в зрелом возрасте, когда уже сложно что-то изменить…
1 «Пребывание Глиэра в Сонцовке оказало огромное влияние на моё музыкальное развитие. Дело не только в том, что я утвердился в гармонии и познал новые творческие области, как форма и инструментовка; важен был переход из рук матери, хотя и прирождённого педагога, но дилетантки и не композитора, в руки профессионала, который совсем по-иному обращался с музыкой и, сам того не замечая, открывал мне новые горизонты. Важно и то, что Глиэр был мягок и всё время интересовался моей работой, благодаря чему я бессознательно почувствовал её значение и выделил из среды других увлечений вроде крокета, постройки домика или войны детских государств. Но Глиэр привил и некоторые вредные влияния, которые я изжил много позднее, с наступлением зрелости».
Этот и еще 43 материала VIKENT.RU по теме Раннее освоение эвристик
2 Видео: РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ в ТВОРЧЕСКОМ КРУЖКЕ
3 Видео: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ ХОДЫ ЛИЧНОСТИ
Это принципиально бесплатный формат. Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/
С.С. Прокофьев на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/172/
Великович Э. И., Великие музыкальные имена: Скрябин, Рахманинов, Стравинский, Прокофьев, Шостакович. — СПб.: Издательство «Лань», 2002. — 288 с.: ил.— (Мир культуры, истории и философии)., стр. 168-171
Вольфганг Амадей Моцарт на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/756/
Фото:
Активные и деятельные люди всегда привлекают внимание. Кто-то с интересом смотрит на них, кто-то с непониманием, а кто-то с неприятием. Возникает вопрос о происхождения шила, которое не дает таким людям усидеть на месте. И при каких условиях эта неуемная энергия направляется не на разрушение, а на созидание. Например, что заставило Николая Михайловича Пржевальского променять понятную и прогнозируемую военную карьеру на путешествия, полную непредсказуемых опасностей с негарантированным результатом?
Николай Михайлович с детства отличался независимостью, живым воображением и феноменальной памятью. В гимназии он вопреки традиции вместо травли новичков заступался за них. А образное мышление помогало справляться с нелюбимыми предметами — он легко вспоминал как выглядит нужная страница в учебнике с чертежами и формулами, чтобы ответить на вопрос по математике. А свободное время на каникулах, которые длились с мая по октябрь, он проводил на природе, занимаясь рыбалкой и охотой и приходя домой только на ночь. Такая ранняя закалка очень помогла в его будущих путешествиях и определила его интересы.
Но после окончания гимназии его ждала военная карьера. За четыре года он дослужился до подпоручика, но все больше убеждался, что подобный образ жизни не для него. Как он писал позднее в своих «Воспоминаниях охотника»:
«Я невольно задавал себе вопрос: где же нравственное совершенство человека, где бескорыстие и благородство его поступков, где те высокие идеалы, перед которыми я привык благоговеть с детства? И не мог дать себе удовлетворительного ответа на эти вопросы, и каждый месяц, можно сказать, каждый день дальнейшей жизни убеждал меня в противном, а пять лет, проведенные на службе, совершенно переменили прежние мои взгляды на жизнь и человека»
От нравственной неудовлетворенности его отвлекали охота да чтение книг по истории и путешествиях. И Николай Михайлович увидел возможность изменить образ жизни, чтобы потратить свои силы и время для разумной цели. В Африку было непросто попасть, но и в Российской империи оставались еще белые пятна на географической карте. Однако первая попытка оказалась неудачной — в ответ на просьбу о переводе на Амур, его посадили на трое суток под арест. Так Пржевальский начал свой путь к своим великим путешествиям. Сначала пришлось поступить в Николаевскую академию Генерального штаба, для чего он самостоятельно занимался по книгам, работая 16 часов в сутки.
Поступив в академию, он в 1862 году на старших курсах пишет «Военно-статистическое обозрение Приамурского края», который вошел в состав Российской империи только в 1858 году. В статье он впервые обозначил свой геополитический проект по освоению этого края. Через год он соглашается на досрочный выпуск, чтобы принять участие в подавлении польского восстания. А через два года, дослужившись до звания штабс-капитана, наконец попадает в Генеральный штаб. И у него появляется возможность добиться назначения в Восточно-Сибирский военный округ. Дорога к цели заняла у него более шести лет.
Первые экспедиции Пржевальского официально имели цель провести исследование местности на границе с Маньчжурией и Кореей, составить топографические карты, описать флору и фауну Уссурийского края. Первая продлилась полгода, после чего Николай Михайлович по собственной инициативе и большей частью за свои деньги предпринял самостоятельные экспедиции для исследования бассейна озера Ханка и реки Сучан, разведывал новые пути сообщения через Уссурийский край и к морскому побережью. Это помогло доказать необходимость снаряжения большого путешествия, на что было получено минимальное финансирование.
Но и этого хватило, чтобы начать экспедицию, ставшую первым путешествием Пржевальского. За три года он с отрядом в 4 человека и меняющимися наемными проводниками из местного населения прошел более 11 000 км, по четыре раза в день производились метеорологические измерения, были сделаны топографические съемки для создания карт местности, собраны зоологические и ботанические коллекции. А по возвращению с 1873 года в течение трех лет Пржевальский обрабатывал собранные материалы. Это оказалось сложнее для него, чем лишения в экспедиции.
«Работа по описанию птиц подвигается туго. Трудно самому справиться со всем материалом, а помощи ждать неоткуда! Притом само писание прегнусное: приходится считать перья, мерить носы и тому подобное. Это не та широкая свобода мысли, когда приходится творить описания природы; нет, теперь все должно быть уложено в узкие рамки специальности, для которой прежде всего нужна усидчивость, а не способность. Право, я никогда не думал, чтобы мне так противны были эти специальные описания, но волей-неволей нужно подчиниться необходимости»
Эти усилия не пропали даром. После издания результатов своих исследований, следующие проекты Пржевальского уже получали поддержку со стороны Географического общества, а государство выделяло деньги. Но убрав организационные и финансовые барьеры, Николай Михайлович сталкивался с другими препятствиями. Преградой ко второму путешествия стала мать. Она поздравляла его с присвоением звания полковника и надеялась, что он скоро станет генералом и наконец будет сидеть дома, как положено по чину. Она вся измучилась, думая о тех лишениях и опасностях, которыми подвергал себя Пржевальский в путешествиях, и просила вернуться домой.
Николай Михайлович даже согласился с тем, что его второе путешествие станет последним… Но при подготовке он получил телеграмму о ее смерти. Это стало ударом для него. Вскоре пришла другая телеграмма от военного министра с предписанием отложить экспедицию в связи с ухудшением отношений с Китаем.
Другим препятствием в деятельности Пржевальского стали кабинетные исследователи. Экспедиции Николая Михайловича произвели переворот в познаниях о природе Центральной Азии. Это поставило его в один ряд с известными исследователями Африки — Давидом Ливингстоном и Генри Стэнли. Но став пионером в изучении природы Дальнего Востока и Центральной Азии, Пржевальский мало мог уделить времени на детальное изучения этнографии и геологии. И это дало повод для критики и даже нападкам. Того, кто делает, всегда легко упрекнуть в том, что сделано так мало…
1) «В эти годы Герман Оберт являлся типичным изобретателем-одиночкой, увлечённым фантастической идеей, которой он остался верен в течение всей своей жизни. Работе над целым ворохом задач, одна трудней другой, которые стояли на пути к идее космической ракеты, большинство из которых были тупиковыми, он посвящал все свои силы. Что бы он ни делал, что бы он ни наблюдал, всё в конце концов рассматривалось с неизменной позиции: а что это может дать для осуществления космического полёта? […]
Весёлый и всегда готовый к участию в мальчишеских шалостях, школьник в последние годы учебы становится, судя по письмам его матери, замкнутым и углублённым в свои мысли. Было замечено даже, что он старался не ходить по улицам, где была высока вероятность встретить товарищей по гимназии. Ведь такая встреча неизбежно приводила бы к болтовне на актуальные для гимназистов темы и отвлекала бы Германа от размышлений».
Этот и еще 39 материалов VIKENT.RU по теме Независимая цель личности
2) Видео: ИЗУЧЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ЛИЧНОСТИ
3) Видео: СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / ПРЕОБРАЗОВАНИЯ России Петра I, Часть 2
Колумб. Ливингстон. Стэнли. А. Гумбольдт. Пржевальский : Биогр. повествования/Сост., общ. ред. Н. Ф. Болдырева.— Челябинск: «Урал», 1995. — 416 с.: портр., карт. — (Жизнь замечат. людей. Биогр. б-ка Ф. Павленкова; Т.8) стр. 344-376
Фото:
Сложно донести до человека новые, непривычные идеи, неприятные факты или, например, критику. Еще сложнее сделать так, чтобы это воспринималась другими людьми, и охотно ими же распространялась. В начале XVI века в Европе продвигались различные просветительские идеи позднего Ренессанса, которые через сатирический жанр стали доступны для понимания большому кругу читателей. В то же время, юмор и аллегории позволяли высказывать такие идеи, которые в прямом изложении привели бы авторов на костер. Во Франции таким представителем гуманистической сатиры стал медик и монах Франсуа Рабле с романом «Гаргантюа и Пантагрюэль», как в Германии были «Похвала глупости» Эразма Роттердамского , а в Англии — «Утопия» Томаса Мора.
1 Франсуа Рабле — Портрет
Франсуа ещё в детстве попал в монастырь, где изучал древнегреческий и латинский языки, естественные науки и философские труды. В 1527 году, когда по разным данным ему было от 34 до 44 лет, в его жизни произошел перелом, он покинул монастырь и стал изучать медицину в одном из старейших университетов Франции, расположенного на юге страны в городе Монпелье на берегу Лионского залива.
Основой для медицинской науки того времени были работы Гиппократа и Галена. Одна неправильно поставленная запятая при создании ручных копий книг могла стоить жизни тысячам людей. И таких смертельных ошибок, которые искажали первоначальный текст, за 15 столетий накопилось множество. Франсуа удалось получить доступ к древней рукописи, и на основании первоисточника он исправил множество погрешностей в широко распространенных изданиях. А в публичных лекциях давал подробные комментарии, опираясь на свои исследования первоисточников.
Наблюдение за жизнью в монастыре, а потом университета, проявили резкий контраст эпохи упадка между публично провозглашаемыми ценностями и реальностью. Это привело Франсуа к окончательному переходу в светскую жизнь. Он уезжает в 1532 году в Лион, культурный центр Франции того времени. Там он занимается врачебной практикой и начинает публиковать первые сатирические произведения. Путешествия в Рим вместе с другом и кардиналом Жаном дю Белле показали Франсуа темные стороны католичества на самом высоком уровне, а не только на примерах деревенских кюре и отдельных монастырей. И эти наблюдения нашли свое отражения в его сатирических произведениях.
2 Три поездки Рабле в Рим находятся под защитой Жана дю Белле.
Но кроме сатиры, книги Рабле стали самыми настоящими энциклопедиями гуманистических идей его эпохи. Оставаясь свободным от влияния различных концепций и принципов, Франсуа удалось отразить в «Гаргантюа и Пантагрюэль» едва ли не все «звучавшие в его время социальные „голоса“ — голоса схоластов, гуманистов, евангелистов, магистров, студентов, рыцарей, придворных, врачей, астрологов, аптекарей, моряков, виноградарей». Помимо разнообразия идей, энциклопедия получилась еще и весёлой.
С 1533 по 1550-й годы Франсуа издавал ежегодный альманах, напоминающий по содержанию популярный календарь. Он широко распространялся, и через них Рабле пытался бороться с суевериями, особенно основанных на разных астрологических предсказаниях. Вера во влияния небесных тел на жизнь человека была общераспространенной, и популярностью пользовались небольшие книги с предсказаниями политических и космических явлений. Например, в 1524 году немецкий астролог Штофегер предсказал новый всемирный потоп из-за встречи Юпитера, Сатурна и Марса в знаке Рыб, чем вызвал панические настроения в Европе.
В противовес этим книгам Рабле выпустил отдельной брошюрой «Пантагрюэлическое предсказание, составленное на пользу и поучению людей легкомысленных, ротозеев по природе». Вся книга представляет сатиру на пророчества разных шарлатанов. Франсуа делает множество неоспоримо верных предсказаний со ссылками на астрономические данные. Например,
«Старость окажется неизлечимою болезнью, богатые будут жить лучше, чем бедные»;
«Под влиянием прошлогодней кометы и неправильного движения Сатурна в больнице умрет один нищий, покрытый струпьями и страдающий ревматизмом»;
«Почти повсеместно будет господствовать страшная, заразительная, мучительная болезнь, которую арабский ученый Аверроэс называет „недостатком денег“, и т. д.».
3 Герр Трипп, персонаж Третьей книги, подвергается насмешкам из-за своих абсурдных методов гадания, одним из которых является астрология
К сожалению, спустя 500 лет эта книга не потеряла своей актуальности, а шарлатаны продолжают регулярно давать астрологические прогнозы и предсказания, которые так же регулярно не сбываются... Но это не останавливает «людей легкомысленных, ротозеев по природе».
Франсуа Рабле был известен и популярен как среди писателей, так и простых людей. Виктор Гюго называл его «шутовским Гомером», член Французской академик Шарль Нодье ставил произведения Рабле наравне с Эразмом Роттердамским и Вольтером, но он их превосходил в глубине и универсальности. А Бальзак «отмечал ясность и беспощадность суждений о самых возвышенных явлениях человечества».
4 В компании древних и современных писателей Рабле представляет свой второй роман
А простой народ приписывал Рабле малоправдоподобные поступки, но которые соответствовали его стилю. Например, Когда Папа римский разрешил Франсуа просить для себя какой-либо милости, то он пожелал, чтобы Папа проклял его. Свое желание Рабле объяснил тем, что многие просвещённые люди его времени были сожжены на костре. А по дороге в Рим он вместе епископом зашел погреться в дом одной бедной женщины. Когда она пыталась развести огонь, то солома никак не загоралась. Тогда женщина в сердцах сказала, что должно быть солома проклята самим Папой, раз на не горит. И если Папа окажет милость и проклянет Франсуа, то он сможет спастись от костра...
1) «... олицетворением всяческого ханжества во времена Рабле традиционно считалось монастырское монашество, Гаргантюа решает построить своеобразный „антимонастырь“ — Телемское аббатство. Телем, явно перекликаясь с Утопией Томаса Мора, представляет собой воплощённый идеал, а потому вход в аббатство накрепко заказан всем, кто этому идеалу не соответствует, — монахам, святошам, скрягам-ростовщикам, скупцам, ревнивцам, больным и увечным, и наоборот, двери открыты для всех, кто здоров телом и душой — для людей „благорождённых“, „праведных“, приверженных к протестантизму и гуманизму».
Этот и еще 128 материалов VIKENT.RU по теме Создание новых продуктов «для масс»
2) Видео: ИЗУЧЕНИЕ / НАПИСАНИЕ БИОГРАФИЙ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ
3) Видео: Социальные инновации / Преобразования России Петра I, Часть 2
Это принципиально бесплатный формат. Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/
Франсуа Рабле на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/2577/
Рабле. Мольер. Вольтер. Гюго. Жорж Санд. Золя: Р19 Биогр. повествования/Сост., общ. ред. и послесл. Н. Ф. Болдырева.— Челябинск: «Урал LTD», 1998.— 516 с.: портр.; 12 л. ил.— (Жизнь замечат. людей. Биогр. б-ка Ф. Павленкова; Т. 29). стр. 14-15, 25, 45-48
Благодарю И.Л. Викентьева за присланный фрагмент
Фото:
Три поездки Рабле в Рим находятся под защитой Жана дю Белле.
[В компании древних и современных писателей Рабле представляет свой второй роман](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7f/Rabelais_présente_Gargantua.jpg