Как свадебный фотограф стал снимать войну
Пожалуй один из самых известных снимков с войны во Вьетнаме сделал Эдди Адамс. На нём мы видим самую настоящую «Казнь в Сайгоне», ещё эту фотографию называют «Сайгон, 1968». События произошли 1 февраля, генерал Нгуен Нгок Лоан двумя выстрелами убивает активиста Вьетконга, который, по словам солдат, расстрелял полицейского и его семью, включая детей. Сам Адамс сначала холодно относился к этой фотографии, даже жалел, что он был опубликован. Эдди говорил, что получил премии и деньги за демонстрацию убийства человека. Эта фотография принесла фотографу Пулитцеровскую премию в 1969 году, второй престижной наградой стала победа в World Press Photo.
«Генерал убил вьетконговца. Я убил генерала своей фотокамерой. Фотография все еще самое мощное оружие в мире. Люди верят им, но фотографии лгут, даже без каких-либо манипуляций над кадром. Они только сообщают полуправду. То, что не сказала фотография, было: «Что бы вы сделали, если бы были генералом в то время и в том месте в тот жаркий день, и вы поймали так называемого плохого парня, который убил одного, двух или трех американцев?», - говорил позже Эдди об этом снимке.
Интересно, что позже Эдди Адамс принес извинения генералу Нгуен Нгок Лоану и его семье. За тот ущерб, который его фотография причинила чести военного. После смерти генерала в 1988 году Адамс назвал его героем. Все поклонники игры Fallout видели аллюзию на этот снимок во вступительном ролике. В сцене расстрела американским солдатом пленного партизана перед телекамерой.
Карьера Эдди Адамса началась со съемки свадеб. Однако спокойная и прибыльная работа не приносила удовольствия фотографу. Эдди устроился в газету Daily Dispatch, с тех пор и началась его карьера фотокорреспондента. За время своей карьеры Адамс освещал 13 вооруженных конфликтов. Особую роль фотограф уделял быту военных.
Отмечу, что Эдди вполне отлично мог снимать портреты. Однако в этом жанре серьезного признания не добился.
Хотя вот эта фотография должна вам напомнить один известный сюжет.
Сам Эдди ставил очень многое на фотографию беженцев, которые плыли из Вьетнама в Таиланд. Фотограф надеялся, что именно этот кадр принесёт ему всемирную славу. Однако всё пошло не по плану.
А вот тут руку Эдди Адамса целует его коллега и автор фотографии «День Победы над Японией на Таймс-сквер» Альфред Эйзенштадт.
Эдди Адамс покинул наш мир в 2004 году, ему был 71 год. Помимо Пулицеровской премии и World Press Photo, Адамс трижды получал премию Джорджа Полка и золотую медаль Роберта Капы.
Великие фотографы. Андре Кертеш
История о том, как биржевой брокер вознес фотографию на новый уровень. Так вышло, что в фотографию многие люди попадают случайно. Вот и юный Андре Кертеш решил потратить часть своей зарплаты брокера на камеру ICA и уже через пару лет показал миру своего знаменитого "Ныряльщика". Было это, кстати в годы Первой мировой войны. Андре сделал этот кадр в 1915 году, когда находился на службе в армии. Наличие камеры не освобождало от участия в боях, поэтому фронт Кертеш покинул с ранением.
После войны Андре и не думал становиться фотографом. Да и профессии такой не было. Пробовал себя в пчеловодстве, сельском хозяйстве, но в итоге вернулся работать на биржу. Рутину фондовых торгов Кертеш решает сбросить с себя в 1925 году, берет камеру и уезжает жить в Париж. Там начитаются новые знакомства, которые сильно влияют на Кертеша. Он дружит с Брассаем и апдейтит его с художника до фотографа. Вместе делают снимки творческого бомонда Парижа. Так в объектив камеры Кертеша попал даже Сергей Эйзенштейн.
«Мы все обязаны Кертешу», — много раз заявлял легенда мировой фотографии Анри Картье-Брессон. Это не удивительно, ведь именно стиль Кертеша привлекал Картье-Брессона. Добившись всего во Франции, знаменитый фотограф решает вернуться в США. Тут и начинаются сложности. Европейское признание было только европейским. Интернетов тогда не было, поэтому Кертеша в США никто не знал. Все попытки добиться популярности не приносят удачи. Андре решил вернуться во Францию, но началась Вторая мировая война и у семьи возникли проблемы с паспортами. Кертеш был венгром (хотя на самом деле он был иудеем), а Венгрия была на стороне фашистской Германии. Так что звезда Кертеша угасла вплоть до 1944 года, именно тогда США выдает паспорт фотографу.
Танцующий фавн
Стать популярным в США удалось благодаря альбому "Дни Парижа". Хотя американский успех не вознес Кертеша в статус живых классиков. Это во Франции он мог вести светскую жизнь, а в Нью-Йорке приходилось совмещать творчество с унылой работой. Впрочем это не помешало создавать шедевры.
Мировую славу Андре Кертешу принес Эдвард Стейхен. Он включил его работы в экспозицию «Род человеческий». В 1963 году проходит большая выставка Кертеша в Париже, а в 1964 в Нью-Йорке. В 1977 году умирает супруга Андре, что вгоняет его в депрессию и сказывается на работах. Однако в 1979 году он начинает снимать на "Полароид" и выдает серию легких снимков в память о жене. Сам Андре Кертеш умер в 1985 году. В его честь назван кратер на Меркурии.
Работы Андре Кертеша актуальны даже в наше время. Фотографировать в его стиле мечтают многие обладатели камер, но повторить стиль знаменитого венгра очень сложно. Возможно проблема в том, что каждый умеет смотреть, но не каждый способен видеть. Об этом говорил сам Кертеш и был прав.